Blueprint
T

Не такой, как все

OSCAR

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0.5,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":8,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0.5,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":8,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В этом году независимое кино на «Оскаре» представляет полнометражный дебют Шарлотты Уэллс Aftersun (в российский прокат его почему-то выпустили под названием «Солнце мое»). Трогательная драма про турецкие каникулы 11-летней Софи, которые она провела со своим отцом, претендует на единственную статуэтку — «Лучшая мужская роль», — и Пол Мескал, скорее всего, ее не получит. Но в истории главной кинопремии мира достаточно темных лошадок, обошедших на финише дорогущие проекты крупных киностудий. Вспоминаем лучшие.

42-я церемония «Оскар» (1970) 

Первый и последний «Лучший фильм» с рейтингом X (то есть 16+)

«Полуночный ковбой»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-583,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Честно говоря, я думал, что этот фильм разрушит мою карьеру. Мой агент сказал, что нужно будет восстанавливать репутацию. Пришлось сниматься в паршивом ромкоме «Джон и Мэри», — признавался Дастин Хоффман в интервью Ларри Кингу, которое вышло в эфир в 1994-м. К тому моменту с эпохальной церемонии «Оскар», обернувшейся для «Полуночного ковбоя» победой в трех номинациях, прошло двадцать с лишним лет, — а драма про wannabe-жиголо в ковбойском прикиде и хромого афериста все еще оставалась (да и остается до сих пор) единственным «Лучшим фильмом» с рейтингом X (то есть 16+). В Америке 1969-го эта пометка ставила под удар финансовый успех картины: ее не могли крутить в большинстве американских кинотеатров, показывать по телевизору и свободно рекламировать в газетах.


«Честно говоря, я думал, что этот фильм разрушит мою карьеру. Мой агент сказал, что нужно будет восстанавливать репутацию. Пришлось сниматься в паршивом ромкоме «Джон и Мэри», — признавался Дастин Хоффман в интервью Ларри Кингу, которое вышло в эфир в 1994-м. К тому моменту с эпохальной церемонии «Оскар», обернувшейся для «Полуночного ковбоя» победой в трех номинациях, прошло двадцать с лишним лет, — а драма про wannabe-жиголо в ковбойском прикиде и хромого афериста все еще оставалась (да и остается до сих пор) единственным «Лучшим фильмом» с рейтингом X (то есть 16+). В Америке 1969-го эта пометка ставила под удар финансовый успех картины: ее не могли крутить в большинстве американских кинотеатров, показывать по телевизору и свободно рекламировать в газетах.

НОМИНИРОВАН КАК: 

   

«Лучший фильм»

«Лучший режиссер»

«Лучший адаптированный сценарий»

«Лучшая мужская роль» (Джон Войт)

«Лучшая мужская роль» (Дастин Хоффман)

«Лучшая женская роль второго плана» (Сильвия Майлз)

«Лучший монтаж»  

Победил как: 

   

«Лучший фильм»

«Лучший режиссер»

«Лучший адаптированный сценарий» 


Говорят, что Джек Валенти, президент Американской киноассоциации и автор той самой рейтинговой системы, от «Полуночного ковбоя» был в ужасе. В том числе потому, что бисексуальный «ковбой» из Биг-Спринга, которого в фильме играет Джон Войт, порочил его родной штат Техас. Однако киноассоциация рекомендовала картине рейтинг R (дети до 16 только в сопровождении родителей) — поставить практически порнографический рейтинг X решила сама киностудия, опасаясь возмущения публики.


Напрасными опасения не были — больше всего блюстителей нравственности из Американской киноассоциации возмутила крошечная (и, прямо скажем, совсем не откровенная) секс-сцена с участием 22-летнего Боба Балабана. Его дядя, президент Paramount Pictures Барни Балабан, от первой роли своего племянника тоже был, мягко говоря, не в восторге. Да и вообще — первые зрители «Полуночного ковбоя» демонстративно покинули зал на 50-й минуте предпоказа фильма.


Режиссер «Полуночного ковбоя» Джон Шлезингер Нью-Йорк не любил, чувствовал себя в городе аутсайдером и презрительно относился к идее американской мечты — в общем, был идеальным кандидатом для адаптации одноименного романа Джеймса Лео Херлихая. К съемкам фильма Шлезингер привлек Уолдо Солта — сценариста, которого в 1951 году внесли в черный список и на 11 лет отлучили от работы за коммунистические взгляды. Выбить деньги на фильм было той еще задачкой. Джозеф Янни, продюсировавший предыдущий хит Шлезингера «Вдали от обезумевшей толпы», отказался сразу: «Джон, бог мой, ты сошел с ума? Этот педерастический сюжет разрушит твою карьеру». Зато согласился президент кинокомпании United Actors Дэвид Пикер, чем потом гордился всю жизнь.

На роль Джо Бака, который приезжает в Нью-Йорк с целью стать преуспевающим жиголо, United Actors прочили Элвиса Пресли (но его менеджер, по легенде, решительно отказался — как это часто бывало, даже не посоветовавшись с музыкантом). 30-летнего Джона Войта в фильм утвердили не сразу — Шлезингер хотел, чтобы полуночного ковбоя сыграл звезда американских вестернов Майкл Саразин, но у того было слишком плотное расписание. Чтобы обратить на себя внимание, Джон Войт (к тому времени уже отчаявшийся построить звездную карьеру в кино) попросил своего агента передать Шлезингеру, что готов сниматься бесплатно. Актера поймали на слове: в итоге Джон Войт заработал на «Полуночном ковбое» не больше, чем его герой — в техасской закусочной. Более того, Войта попросили вернуть студии $14 долларов и 73 цента — столько он потратил на обед в последний съемочный день.


Дастину Хоффману ради роли бездомного афериста Раццо Риззо на такие жертвы идти не пришлось, хотя Шлезингер и его считал неподходящей кандидатурой — мол, «слишком смазливый». Впрочем, режиссер вскоре изменил свое мнение: Хоффман идеально вжился в роль и мастерски сымпровизировал, бросив едва не задавившему его таксисту фразу «Вообще-то я здесь иду!» (I’m walkin’ here!), которую потом процитировал в «Форресте Гампе» лейтенант Дэн.  

Фото со съемок «Полуночного ковбоя»

Продюсер фильма «Полуночный ковбой» Джером Хеллман получает «Оскар» за лучшую картину, 1970

Джон Войт получает «Оскар» за фильм «Полуночный ковбой», 1970

При бюджете в $3,6 млн «Полуночный ковбой» заработал почти $45 млн. Нью-Йоркская премьера фильма завершилась 10-минутной стоячей овацией. В Американской киноакадемии мнения о «Полуночном ковбое» ожидаемо разделились. Зато старой гвардии Голливуда в лице Люсиль Болл, Джоан Кроуфорд, Джина Келли и Грегори Пека фильм пришелся по душе. Джон Шлезингер на церемонию «Оскар» не явился.

70-я церемония «Оскар» (1998) 

Дебют двух юных оболтусов, подаривший Робину Уильямсу первый и единственный «Оскар», а живому классику американского квир-кино Гасу Ван Сенту — первую номинацию.

«Умница
Уилл Хантинг»

«Лучший сценарий» 1998 года родился из неоконченной одноактной пьесы на сорок страниц. 21-летний студент Гарварда Мэттью Пейдж Деймон написал ее в качестве итоговой работы. Преподаватель поставил высший балл и посоветовал снять по пьесе фильм. За пару месяцев до выпускного Деймон получил роль в вестерне «Джеронимо: Американская легенда», бросил Гарвард, переехал в Лос-Анджелес, остановился у своего школьного приятеля Бена Аффлека и попросил его помочь со сценарием. Так получилась история про работягу Уилла Хантинга, который оказывается математическим гением. В свободное от съемок и прослушиваний время Деймон и Аффлек глушили пиво и зачитывали реплики на диктофон, представляя, что профессора играет Морган Фримен, а психоаналитика — Роберт Де Ниро.


«Умница Уилл Хантинг» — фильм сложной судьбы. В 1994-м Патрик Уайтселл, тогдашний агент актеров, прочитал готовый сценарий, пришел от него в восторг и помог устроить сделку с Castle Rock. Кинокомпания купила «Умницу Уилла Хантинга» за $600 тысяч и согласилась доверить его авторам главные роли (в этом заключалось принципиальное условие Деймона и Аффлека). Правда, до съемок дело так и не дошло: два упертых оболтуса хотели быть одновременно и сценаристами, и главными героями, и режиссерами фильма. На том бы они и погорели: из-за творческих разногласий Castle Rock могли спокойно уволить Мэтта Деймона и Бена Аффлека и экранизировать сценарий на свое усмотрение, но решили пойти им навстречу и дать время на поиск другой киностудии.

НОМИНИРОВАН КАК: 

   

«Лучший фильм»

«Лучший режиссер»   

«Лучшая мужская роль» (Мэтт Деймон)

«Лучшая женская роль второго плана» (Минни Драйвер)  

«Лучшая мужская роль второго плана» (Робин Уильямс)

«Лучший сценарий»

«Лучший монтаж»

«Лучшая песня»

«Лучший саундтрек к драматическому фильму»   


Победил как: 

   

«Лучшая мужская роль второго плана» (Робин Уильямс)

«Лучший сценарий» 


Фото со съемок «Умницы Уилла Хантинга»

На помощь пришли Miramax. Харви Вайнштейн — тогда сопредседатель компании и именитый продюсер с серьезной репутацией в индустрии — выложил за сценарий двух ноунеймов немыслимый миллион долларов. К истории про умницу Уилла Хантинга у него была только одна претензия: непонятно зачем вставленная в середину фильма секс-сцена между главными героями. «Мы добавили ее специально, заподозрив, что Castle Rock невнимательно читали новые версии сценария, — рассказывал Бен Аффлек. — Видимо, так оно и было: ни у кого из них так и не возникло вопросов к этой сцене». С концовкой фильма помог Терренс Малик — лауреат Каннского фестиваля и приятель крестного отца Бена Аффлека посоветовал молодым сценаристам сделать открытый финал (изначально драма заканчивалась на том, что Уилл Хантинг мирился со своей девушкой Скайлер).


Режиссерское кресло Бен Аффлек и Мэтт Деймон в конце концов согласились уступить более опытному кандидату. Сначала «Умницу Уилла Хантинга» поручили Мелу Гибсону, который накануне взял «Оскар» за режиссуру «Храброго сердца». Но он так затянул с подготовкой к съемкам, что Деймон и Аффлек всерьез забеспокоились: еще чуть-чуть, и они уже не будут подходить на роли бывших школьников (Мэтту стукнуло 27, Бену — 25). Тогда срежиссировать «Умницу Уилла Хантинга» предложили Гасу Ван Сенту — и тот неожиданно согласился («Обычно я откладываю присланные киностудиями сценарии после второй страницы, но этот меня захватил»).

Вместо Моргана Фримена и Роберта Де Ниро роли профессора и психоаналитика достались Стеллану Скарсгарду и народному любимцу Робину Уильямсу. Как выяснилось много лет спустя, Вайнштейн досрочно снял с проката «Умницу Уилла Хантинга», чтобы не доплачивать Робину Уильямсу (финальный гонорар актера зависел от сборов фильма в прокате).


И тем не менее «Умница Уилл Хантинг» имел огромный успех: при скромном бюджете в $10 млн картина собрала больше $225 млн. А еще получила девять оскаровских номинаций — в 1998 году больше (14) было только у «Титаника».


Первый
«Лучший фильм», в котором все роли исполнили темнокожие актеры

89-я церемония «Оскар» (2017)  

«Лунный свет»

«Лунный свет» — самый низкобюджетный «Лучший фильм» в истории «Оскара». Одна из лучших coming of age драм последних лет обошлась всего в $1,5 млн (бюджет «Ла-Ла Ленда», который на той церемонии едва не увел у «Лунного света» победу из-под носа, составлял $30 млн). Во времени съемочная группа тоже была ограничена. Наоми Харрис еле-еле выкроила в расписании три свободных дня — в разгар работы над «Лунным светом» ей нужно было промоутировать новую часть бондианы. Махершала Али мог приезжать на площадку (в Майами) только в перерывах между съемками блокбастера Marvel «Люк Кейдж» (в Нью-Йорке). Весь материал отсняли всего за 25 дней, но идею фильма молодой режиссер Берри Дженкинс мусолил несколько лет.


Он задумал превратить пьесу Тарелла Маккрейни под названием «В лунном свете черные мальчики кажутся синими» в фильм еще в 2013-м. Уже тогда Берри Дженкинс знал, что «Лунный свет» будет таким же сильным визуальным высказыванием, как «Бомба» Салли Портер, «Счастливы вместе» Вонга Карвая и кадры, сделанные Вивиан Сассен. В 2013-м у Дженкинса так и не получилось найти спонсоров для второго полного метра, зато через год «Лунный свет» взялись продвигать кинокомпании А24 и Plan B Брэда Питта (последняя продюсировала оскароносную драму «12 лет рабства»).

НОМИНИРОВАН КАК: 

   

«Лучший фильм»

«Лучший режиссер»  

«Лучший адаптированный сценарий»  

«Лучшая женская роль второго плана» (Наоми Харрис)

«Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али)

«Лучшая работа оператора»

«Лучший саундтрек» 

«Лучший монтаж»


Победил как:

«Лучший фильм»

«Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али)

«Лучший адаптированный сценарий»


Для создателей «Лунного света» история про взросление темнокожего гея из Флориды — очень личная. Съемки проходили в Либерти-Сити — одном из самых бедных районов Майами, в котором провели детство Берри Дженкинс и Тарелл Маккрейни (но познакомились они сильно позже, в 2010-х). Оба росли без отцов; у обоих матери подхватили ВИЧ во время эпидемии крэка, которая началась в Соединенных Штатах в 1980-х.


Историческая победа «Лунного света», смазанная из-за путаницы с конвертами, пришлась на следующий год после скандала #OscarsSoWhite: в 2016-м среди 20 претендентов в актерских номинациях не было ни одного небелого артиста. Второй полный метр Берри Дженкинс и сценарный дебют Тарелла Маккрейни стал первым в истории премии «Лучшим фильмом», в котором все роли исполнили темнокожие. А Махершала Али вошел в историю как первый актер-мусульманин, получивший «Оскар».

94-я церемония «Оскар» (2022)  

Первый «Лучший фильм» а) выпущенный стримингом, б) с глухими актерами в главных ролях

«CODA: ребенок глухих родителей» 

Продюсер Филипп Руссле возлагал на «СODA» большие надежды. В 2015-м ему настойчиво названивали желающие выкупить права на ремейк французской комедии «Голос семьи Белье» — фильм, номинированный на шесть статуэток «Сезар», бил рекорды в прокате и, по расчетам голливудских дельцов, должен был повторить международный успех «Амели» и «1+1». Потенциал в сюжете про девушку с великолепным слухом и голосом, воспитанную в семье глухих, разглядели не сразу: выбить деньги на съемки «Голоса семьи Белье» получилось только при условии, что главные роли достанутся актерам, которых знают французские зрители. Среди глухих таковых не нашлось (за что фильму, конечно, прилетело: The Guardian назвали его «очередным кинематографическим оскорблением глухих»).


Возможность сколотить состояние на голливудской версии «Голоса семьи Белье» досталась Lionsgate. Но вскоре продюсер, ответственный за ремейк, покинул компанию. Проект заморозился, и француз Филипп Руссле решил выкупить права обратно. Так проект, задуманный как крупнобюджетный, превратился в независимый.

НОМИНИРОВАН КАК: 

   

«Лучший фильм»

«Лучшая мужская роль второго плана» (Трой Коцур)

«Лучший адаптированный сценарий»  



Победил как:

«Лучший фильм»

«Лучший адаптированный сценарий»

«Лучшая мужская роль второго плана» (Трой Коцур)  


Эми Форсайт, Эмилия Джонс, Шан Хедер и Эухенио Дербес на вручении «Оскар»

Американка Шан Хейдер, работавшая над сценарием сериала «Оранжевый — новый черный», взялась режиссировать ремейк французского хита с одним условием: глухих героев будут играть только глухие актеры. Прежде чем приступить к съемкам, она выучила язык жестов. Хейдер перенесла действие из французской деревни в своей родной Массачусетс и дала фильму название «CODA» (Child of Deaf Adult = человек, которого воспитывали глухие родители или опекуны). Единственная звезда в кадре — Марли Мэтлин, первая глухая лауреатка «Оскара» (за фильм «День тишины»). Для остальных актеров «CODA» стала первым серьезным проектом.


Большие надежды Филиппа Руссле оправдались: «CODA» стала первым фильмом, победившим во всех четырех главных номинациях фестиваля независимого кино Sundance, и привлекла внимание Apple+ — стриминг купил картину за рекордные $25 млн (бюджет «CODA» не превышал $10 млн). Ну а дальше вы знаете: три статуэтки «Оскар» и почетное звание первого «Лучшего фильма» с глухими актерами в главных ролях.


Редкие скептики обвинили создателей фильма в стремлении понравиться всем и сразу, но Шан Хейдер даже и не думала отнекиваться: «Когда у зрителей остается приятное впечатление от просмотра вашего фильма, считайте, что вам сильно повезло. Независимое кино обязательно должно быть сложным для понимания? Лично мне всегда нравились теплые истории, которые вселяют надежду».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}